Различия системы лицензирования и саморегулирования
С января 2010 года все ныне действующие строительные лицензии утратили силу, и это поставило предпринимателей перед необходимостью определиться в этом вопросе.
Принципиальное различие систем саморегулирования и лицензирования заключается в том, что в первом случае право лица на ведение предпринимательской деятельности напрямую связывается не с наличием специального разрешения государства (лицензии), а с добросовестным членством в некоммерческой организации, выполнением всех требований, предъявляемых такой организацией к своим членам. То есть, в идеале саморегулирование предполагает вовлечение всех профессиональных участников рынка в процесс формирования для самих себя цивилизованных условий работы.
Порядок приема в члены СРО в строительстве, а также его права и обязанности, как члена партнерства, а также основания и порядок прекращения членства в партнерстве определяются нормами Закона о некоммерческих организациях и внутренними документами партнерства. Закон позволяет некоммерческому партнерству запрашивать у кандидата максимально широкий набор документов и сведений о его предпринимательской деятельности.
Принципиально иной порядок приема в члены установлен законом для СРО в строительстве. Императивно определены: исчерпывающий перечень документов, которые кандидат представляет для приема в члены СРО; исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме в члены СРО в строительстве; сроки и порядок рассмотрения заявления кандидата о вступлении в члены СРО и принятия решения уполномоченным органом СРО. Цель законодателя заключается в том, чтобы свести к минимуму возможный произвол со стороны саморегулируемой организации при приеме в члены СРО в строительстве и избежать тем самым установления необоснованных препятствий для входа компаний на строительный рынок и, как следствие, его монополизации определенными группами лиц.